asskorobogatov (asskorobogatov) wrote,
asskorobogatov
asskorobogatov

Хотели бы вы, чтобы ваша дочь вышла замуж за "экономического человека"?

Этот вопрос Роберта Франка из учебника "Микроэкономика и поведение" емко выражает одну из идей "Православного подхода к экономике и экономической теории", изложенной palamist'ом. Человек, рассматриваемый со времен А. Смита, как типичный представитель общества, всегда действует исключительно в личных интересах. Приносить пользу другим он может лишь в определенных институциональных рамках, которые сделают для него это единственным способом получить то, что он хочет.

Вне же этих рамок он может использовать обман, грабеж и любое другое преступление, если сочтет это выгодным лично для себя. В стандартной микроэкономике человек выступает только в двух возможных ипостасях - покупателя и продавца. И в обоих случаях он руководствуется только личными предпочтениями.

Но и в расширительной версии экономической теории - в экономическом империализме - все действия человека нацелены на максимизацию выгоды (полезности). Создание семьи - это обмен одних человеческих качеств на другие к обоюдной выгоде, и, естественно, этот контракт будет разорван, если одна из сторон найдет более выгодного партнера.

Политик или бюрократ, поставленный блюсти общественные интересы, использует свою работу только для достижения личных целей. Также избиратели, прихожане, преступники, алкоголики, революционеры, художники, ученые и кто угодно еще, действуют, сравнивая личные выгоды и издержки.

Такова модель человека в экономике. С христианской же точки зрения, это означает, что экономика заточена на изучение "ветхого человека" - потребителя, живущего только собой.

Tags: философия хозяйства, экономическая методология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments