asskorobogatov (asskorobogatov) wrote,
asskorobogatov
asskorobogatov

Что первично, человек или общество?



В чем специфика экономики как науки? Раньше ее считали наукой о хозяйстве. Сегодня это уже не так: в поле зрения экономики оказываются такие сферы как политика, религия, культура, семья. Скажем, экономист может задаваться вопросом о том, почему люди решают голосовать, выбирают ту или иную религию или становятся алкоголиками. Эти же вопросы могут задавать и социологи, психологи или культурологи. Специфика экономики не в том, что она изучает, а в том, как она это делает.

Под «как» я подразумеваю не столько какие-то технические методы, сколько предположения, которые предшествуют любому анализу. Для общественных наук ключевым является предположение о человеке. Как ведет себя типичный индивид? Какими мотивами определяются его действия? Ответы на эти вопросы собственно и образуют метод и специфику экономики, равно как и других общественных наук.

Широко известно, что «экономический человек» действует в собственных интересах. На первый взгляд, это банальность. Разве может быть иначе? Разве в других общественных науках человека представляют по-другому? Особенность экономики в том, что «разумный эгоизм» человека здесь четко определен, отделен от других мотивов и полагается как единственный мотив, которым определяются действия человека в обществе. Предпосылку «разумного эгоизма» в контексте современной экономики нередко обозначают как гипотезу рациональности.
Чтобы действовать в собственных интересах, для начала их нужно сознавать. В экономике действия человека сводятся к выбору из имеющихся альтернатив. Рациональный индивид знает об имеющихся альтернативах и в состоянии ранжировать их по предпочтительности. Он также сознает издержки и ограничения, сопряженные с выбором каждой из альтернатив. Зная то и другое, он делает оптимальный выбор в плане соотношения «цены и качества».

К такому выбору сводится поведение человека во всех сферах общественной жизни. Предпринимая любой шаг, рациональный индивид сознает имеющиеся альтернативы и ранжирует их по предпочтительности и издержкам. Выбирает ли он себе профессию или нишу в бизнесе, идет ли за покупками или на избирательный участок, решает, заботиться ли о своем здоровье и насколько, жениться ли и на ком – во всех этих решениях он делает выбор из сознаваемых им альтернатив.

Не менее важно здесь и предположение о том, что этими рациональными соображениями полностью исчерпываются мотивы поведения человека. Это означает, прежде всего, что систему предпочтений индивид формирует самостоятельно. На него здесь не влияют ни среда, ни культура, ни условности. Все это может влиять на ограничения, с которыми он сталкивается, но не на предпочтения, ценности, которыми он руководствуется.

Как представляют человека в других общественных науках? Это полезно представлять, чтобы лучше понять специфику экономики, рассуждая от противного. В социологии, например, предполагается, что человек – продукт среды. Кстати, с этой точки зрения, К. Маркс – это социолог, а не экономист. Одна из его предпосылок, что ценности и поведение человека определяются классовой принадлежностью. У человека нет самостоятельно сформированной системы предпочтений. Если он капиталист, принадлежность к этому классу диктует ему одни предпочтения, а если он разорился и стал наемным рабочим, у него уже будут другие предпочтения. «Бытие определяет сознание», т.е. общество, система, внешние условия целиком определяют, что ты думаешь, хочешь и делаешь.

В итоге, если в социологии первично общество, в экономике первичен человек. Сначала индивидуальные предпочтения, ценности и цели, затем общество как сумма свободных индивидов.

Эти различия между общественными науками важны, поскольку влияют на анализ любой проблемы. Например, мы хотим установить причину пьянства. Наш анализ будет зависеть от того, как мы видим человека. Это наша отправная точка. Социолог будет вести свои поиски в семье, окружении, социальной группе и т.д. Почему подросток начинает пить? Потому что отец пьет или друзья зовут развлечься. Экономист же будет искать причины в предпочтениях индивида. Человек пьет, потому что эта альтернатива по соотношению цена-качество была оценена им как наилучшая. Пьянка сулит наибольшее удовольствие в настоящем. От пьянки можно было бы отказаться, чтобы больше получить в будущем, например, за счет сохраненного здоровья. Но в будущем человек можно просто не видеть для себя никаких доступных и привлекательных альтернатив. Личность человека выражается в предпочтениях, в том, как ранжируются альтернативы. Один предпочитает меньше, но сейчас, другой – потом, но больше. Это просто разные предпочтения, и экономист рассматривает их как данность.

Резюмирую: экономика – не наука о хозяйстве, а науке об обществе, а ее отличие от других универсальных общественных наук в том, что она рассматривает общество как продукт сознаваемых предпочтений людей, но не наоборот.

Tags: Маркс, философия хозяйства, экономическая методология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments