asskorobogatov (asskorobogatov) wrote,
asskorobogatov
asskorobogatov

Category:

Чем больше рекламы товаров, тем меньше рекламы правителя



Мы часто воспринимаем граждан других стран как зомби, механически повторяющих всевозможные нелепицы из их телевидения. Естественно, что зомби, проживающие в других странах, таковыми считают нас. Это неудивительно, поскольку во всех странах правители чего-то хотят от своих граждан и ради получения желаемого пытаются повлиять на них через СМИ. Нередко последние ради тех, кто стоит у власти, что-то привирают или даже откровенно лгут.

Нередко, но не всегда. В разных странах у правителей имеются неодинаковые потребности и возможности влиять на СМИ. В предыдущей записи шел разговор о модели Гельбаха-Сонина, призванной объяснить разницу между странами в том, насколько их СМИ искажают информацию. Ключевое предположение их модели в том, что у власти стоит авторитарный правитель и искажение информации допускается в его интересах. В тот раз я перечислил ряд факторов и снабдил их военными примерами.

Их модель содержит и другие факторы, влияющих на склонность правителя врать через СМИ. И для их иллюстрации уже лучше подойдут примеры из мирной жизни. Одним из них является реклама. Между странами и периодами существуют большие различия в количестве рекламы на душу населения. В каком случае правитель будет больше искажать информацию в угоду себе -- в том случае, когда рекламы много или когда ее мало?

Обычно реклама рассматривается как нечто, что уже само по себе зомбирует нас. В рекламных роликах нас побуждают что-то купить и ради этого что-то недоговаривают или преувеличивают. Казалось бы, среди потока рекламы, призванной обеспечить лояльность граждан к прокладкам или стиральному порошку, относительно невинной должна казаться замаскированная политическая реклама, формирующая у людей лояльность к правителю. Но модель предсказывает обратное. Когда в СМИ много рекламы, правитель будет менее склонен пользоваться ими, чтобы заставить граждан думать о нем лучше, чем он есть в действительности.

Это объясняется целями рекламодателей. Реклама размещается в СМИ, чтобы люди больше покупали рекламируемый товар. Люди не хотят смотреть рекламу, и для них реклама -- это цена, которую они платят за просмотр того, что им нужно. По закону спроса, чем выше эта цена (больше рекламы в расчете на единицу выбранной потребителем информации), тем меньше будет просмотров. Поэтому рациональное ведение бизнеса здесь предполагает выбор оптимального сочетания рекламы и полезной информации. Переборщишь с первым -- будут мало смотреть, переборщишь со вторым -- смотреть будут много, но не то, что нужно тебе как продавцу товара.

Как эти соображения влияют на искажение информации в угоду правителю? Чем сильнее искажается информация, тем больше людей воспринимают ее как рекламную, а не как полезную. Скажем, если в теленовостях 10% лжи, то 10% населения будут относить новости к рекламе, наряду с остальной рекламой, а если лжи будет 50%, то только половина населения будет считать новости полезной информацией.

Теперь допустим, что часть рекламных доходов прямо или косвенно идет в казну правителя. Тогда всякая политическая реклама, уменьшая просмотры обычной рекламы, будет навлекать на правителя дополнительные издержки в виде частично потерянных рекламных доходов. Насколько велики эти потери зависит от типа и уровня развития экономики. Например, при социализме экономический успех измеряется тем, сколько ты произвел, а не тем, сколько ты продал. Поэтому реклама не нужна и социалистический правитель может рекламировать себя, совершенно не беспокоясь о потере рекламных доходов. Но и в условиях рынка правители неодинаковы в том, что касается их зависимости от обычной рекламы. Если страна находится в кризисе, правителю будет гораздо легче пренебречь рекламными доходами, поскольку при низком потребительском спросе они были бы невелики.

Итак, резюмирую. Искажение информации -- та же реклама. Чем больше в СМИ рекламы любого рода, тем меньше аудитория и меньше выгоды от каждого рода рекламы. Если реклама товаров сулит правителю большие выгоды, он будет больше рекламировать товары, чем себя. Доля правды в новостях в этом случае будет больше.

Tags: СМИ, демократия, политическая экономика, реклама, экономика истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments