asskorobogatov (asskorobogatov) wrote,
asskorobogatov
asskorobogatov

Об автокефалии украинской церкви



Возможное получение «Киевским патриархатом» статуса автокефальной церкви – одна из горячих тем нашей и, тем более, украинской церковной публицистики. Те, кто рассуждают с охранительных позиций, апеллируют к понятию «русского мира» и церковным канонам, противная сторона в этой дискуссии с еще большей настойчивостью ссылается на церковные правила многовековой давности и объясняет нежелание им следовать со стороны иерархов РПЦ их властолюбием и алчностью.

Имеет ли этот спор какое-то отношение к сути христианства? Для меня – вопрос риторический. Евангельский идеал церкви – община близких друзей, которых объединяет общая вера. Организация больших масс людей, различные уровни начальственных должностей, юрисдикции – все это результат проникновения светских начал в церковную жизнь. Это становится неизбежным по мере утраты христианским обществом любви – основного «организационного устройства», завещанного Христом. Поэтому потенциальная автокефалия украинской церкви – вопрос политики, идеологии, даже экономики, но не церковного идеала.

Какими мотивами могут руководствоваться наши ответственные лица, когда препятствуют формальному отделению украинской церкви от РПЦ. Однажды я уже приводил свои предположения в подобной дискуссии в жж А. Кураева:

1. Исторически границы церковные перекраиваются вслед за границами государственными. Если нынешний статус Украины по отношению к нам надолго, то нужно ориентироваться и на формирование самостоятельной украинской церкви. А если нет? Многие и у нас, и у них все еще ожидают, что нынешний режим падет и Украина в той или иной форме к нам вернется. Что тогда – снова перекраивать церковные границы?

2. Даже при нынешнем статусе Украины, там очень велика прослойка "ватников", которые хотят быть с Россией. Церковные отношения они нередко воспринимают как проекцию отношений государственных. И если Москва дарует им автокефалию, для таких людей это будет означать, что их бросили. У них не будет благодарности, а только горечь обиды, подобно аналогичным чувствам по поводу восточных областей Украины, оставленных на милость ее нынешних властей;

3. Если же брать "свидомитов", заведомо враждебно настроенных к России, для них это будет проявлением слабости России. Они назовут это своей победой над "треклятыми москалями";

4. Для наших властей нынешний церковный статус Украины – еще одна ниточка, связывающая нас с ней и где-то оставляющая возможность на нее влиять. Вряд ли, они собираются от этого отказываться. Церковные же власти явно не склонны предпринимать что-то серьезное без согласования с властями светскими.

Наша власть явно не торопится расставаться с рычагами влияния на Украину. Это выражается хотя бы в ее политике в отношении ДНР/ЛНР. Республики не берут себе, но и не отпускают. Если эту аналогию распространить на церковные дела, кажется сомнительным, что украинская церковь получит автокефалию.

Tags: Украина, Церковь, религия, социология религии, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments