asskorobogatov (asskorobogatov) wrote,
asskorobogatov
asskorobogatov

Category:

Скоро ли на наших улицах мы увидим беспилотные такси?



Как известно, у компании Яндекс много бизнесов и проектов, и одним из них является разработка беспилотных автомобилей. Полагают, что когда технология будет готова к применению, в первую очередь мы увидим беспилотные такси. Соответственно, профессия таксиста уйдет в прошлое, как когда-то профессия извозчика.

Рано или поздно это произойдет, но вот вопрос – скоро ли. Это зависит от того, насколько приоритетным является этот проект и, соответственно, сколько в него готов вкладывать бизнес. Имеются ли у Яндекса стимулы сконцентрироваться на этом направлении? Этого можно было бы ожидать, если бы оно обещало большую коммерческую отдачу в сравнительно недалеком будущем. В прошлом внедрение революционных инноваций, таких как паровой двигатель или компьютер, обеспечивало прибыли в сотни процентов. Так же бывает и в наше время с успешными стартапами.

Какой отдачи можно ожидать от, скажем, замены обычного такси беспилотным? Она будет складываться из экономии на зарплате таксистам за вычетом затрат на разработку и внедрение этой технологии. Насколько велики затраты можно будет судить лишь тогда, когда технология будет запущена и появится опыт ее использования. Но они наверняка велики. Ведь разработка технологии требует найма дорогостоящих специалистов, которых придется держать долго, пока они будут идти путем проб и ошибок.

Что же касается экономии на зарплате таксистам, ее посчитать нетрудно. За основу можно взять стоимость такси и каршеринговой машины на одном и том же маршруте у одной и той же компании.

Скажем, я хочу добраться из типичного спального района Петербурга до условного центра, и в приложении Яндекс-Такси сразу вижу цену – 385 руб. В Яндекс-драйв аренда машины обойдется в 9,2 руб за минуту. Яндекс-Навигатор мне показывает, что этот путь займет 31 минуту. Значит, каршеринг от Яндекса мне обойдется в 285,2 руб. На этом простом примере я вижу, что услуги таксиста стоят сто рублей или 35% от цены такси. На деле, этот процент будет варьироваться в зависимости от длины маршрута и времени суток. В каких-то случаях такси может оказаться даже дешевле, чем каршеринг, в других – вдвое-втрое дороже. Предположим, что в среднем это будет 50%.

Велика ли эта цифра? Мы говорим о внедрении революционной инновации, в которую, чтобы довести ее до ума, еще нужно вкладывать и вкладывать. Если из этой цифры вычесть затраты на разработку, проект может оказаться даже убыточным. Если и будет чистая прибыль, то сопоставимая с финансовыми результатами от самых рядовых усовершенствований в бизнесе. Наши компании, котирующиеся на Московской бирже, часто отчитываются о куда более существенном росте прибыли.

Итак, по потенциальной отдаче наша революционная инновация выглядит, как «размах на рубль – удар на копейку». Здесь проявляется одна простая закономерность относительно замещения человека капиталом. Капитал стоит денег, и стимул в него вкладываться возникает лишь при условии, что человек стоит дороже. А это бывает не всегда и не везде.

Скорее наоборот, в разные эпохи и в разное время люди имеются в избытке и стоят дешево. Античная цивилизация достигла фантастических высот в развитии науки и техники, но никакой промышленной революции не произвела. Причину обычно видят в рабовладельческом строе. Но рабовладение – это одно из проявлений дешевого труда. Непрекращающиеся войны в Средиземноморье обеспечивали постоянный поток военнопленных. Что с ними делать? Зачастую не находили ничего другого, как скармливать их диким животным на потеху публике. При такой доступности людей, которых можно использовать где и как угодно, никто не станет задумываться об их замене.

Фернан Бродель, описывая Китай в Новое время, отмечал чрезвычайно редкое использование животных в качестве транспорта. Причина, опять-таки, в избытке людей, при котором любые тяжести дешевле было переместить на их спинах, нежели в телеге, запряженной лошадью.

Избыток рабочей силы делает нецелесообразной ее замену, идет ли речь о лошади, паровом двигателе или беспилотном автомобиле. Тот же эффект мы получаем благодаря притоку мигрантов в наши мегаполисы. Благодаря им внедрение беспилотных такси не выглядит многообещающим в плане потенциальной прибыли, и я бы предположил, что для Яндекса этот проект не находится в числе приоритетных. Вероятно, он им потихоньку занимается, больше «из любви к искусству», чем из коммерческих соображений.

Таким образом, дешевый человек и слабые стимулы бизнеса его замещать отодвигают внедрение беспилотных такси, как и многих других революционных инноваций, в неопределенное будущее.

Tags: Санкт-Петербург, принудительный труд, технологический прогресс, экономика истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments