asskorobogatov (asskorobogatov) wrote,
asskorobogatov
asskorobogatov

"Слабость и убожество" православной империи

По Гиббону, "история Византии — это унылое повествование о слабости и убожестве". С его точки зрения, византийцы «присвоили и обесчестили имя греков и римлян». Это очень точная характеристика блестящего исторического писателя. Только эта характеристика верна в отношении не Византии, а восприятия Византии в инославном мире.

Как сложилось такое отношение?

В ранние средние века Западный мир, вероятно, жил завистью к Византии. Все-таки, начиная с пятого века там хозяйничали варвары. А отсюда крайне низкий уровень правопорядка, образования, хозяйства. У них тогда воистину были "темные века" средневековья. Византия же выстояла под многочисленными ударами варваров, а при Юстиниане даже смогла освободить от них часть бывшей западной империи. Сохранение государства обеспечило преемственность в культуре и традициях с античных времен. Практически, все существенное в церковном учении было разработано в Византии.

Затем накопилось множество внутренних и внешних проблем, которые ослабили Византию. И уже она стала просить помощи у Запада. Так начались крестовые походы. В конечном счете, они не только не помогли Византии в ее борьбе с турками, но и привели к ее разорению крестоносцами. Впоследствии же, Запад спокойно или даже с удовольствием взирал на то, как турки постепенно добивают некогда великую христианскую империю. Временами предоставлялась небольшая помощь, которая по существу ничего не меняла в положении Византии, но обязательно в обмен на подчинение. От Византии требовалось отказаться от своего первородства, предать Православие, подчиниться еретикам, в обмен на чисто декоративную военную поддержку последних.

В сухом остатке. Пока Византия была сильна, Запад ей завидовал. Когда она ослабла, он стал пользоваться этим, чтобы ее ограбить и подчинить. В конечном счете, в том числе благодаря Западу, на месте христианского государства возникло антихристианское.

Тогда стало формироваться "общественное мнение" среди "мирового сообщества" в отношении погибшей христианской империи. Гиббон - один из выразителей этого "мнения".

А как на самом деле? Была ли Византия слабой?

Вообще-то, она пережила западную часть империи на тысячу лет и смогла это сделать благодаря успешному военному отражению множества разнообразных варваров — авар, арабов, печенегов, славян, болгар.

Еще раньше византийцы разгромили множество германских варваров на Западе.

Ираклий смог разгромить Персию. Даже в лучшие времена единой Римской империи это никому не удавалось. Ко времени Ираклия последним, кому это удалось, был Александр Македонский. Из всех римских правителей первым смог победить персов только византийский император. И ведь персы сильно досаждали. В третьем веке они одолели римлян, император Валериан попал в плен и его спиной персидский шах пользовался в качестве подставки для своей ноги, чтобы залезть на лошадь. В последующие века персы — постоянная головная боль для римлян.

Затем арабы. Хотя им удалось отторгнуть от Византии Египет и Палестину — во многом благодаря их поддержке местным населением еретиков-монофизитов, но об основную территорию Малой Азии и Балкан они обломали зубы. И первое крупное поражение они потерпели именно от византийцев при Константине Погонате.

И во времена относительно слабости Византия имела своих героев. Мануил Комнин — первый рыцарь Европы на турнирах. Естественно, он проявил себя и на поле боя.

После разграбления Константинополя крестоносцами и создания там "Латинской империи" греческая империя смогла восстановиться.

И все это "бесчестит имя греков и римлян"?

А как со многими блестящими императорами-полководцами, как с уникальной красотой греческого христианства, как с оригинальной греческой христианской мыслью? Византийская Греция в конечном счете пала, но ведь пала, и гораздо быстрее, и классическая Греция.

В общем, мы не погрешим против правды, подчеркивая красоту и силу, пусть и проигравшей (в мирском смысле), православной цивилизации, отдавая ей должное и противопоставляя это нападкам самодовольных западных народов, подобно всем победителям склонных превозносить себя и принижать других.

Tags: Византия, Православие, Церковь, историческая социология, экономика истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments